суббота, 26 февраля 2011 г.

PR образование в России и за рубежом


Public Relations… Эта практика пришла в Россию не так давно – около 20 лет назад. Считается, что PR в России развивался собственным уникальным путем, а образование в этой сфере коренным образом отличается от западного и, вместе с этим, ещё во многом отстает. Сходным образом обстоит дело с рекламой. Так ли это на самом деле?
Начнем с того факта, что ведущие университеты мира не обучают коммуникациям вообще: это американские Гарвард, Йель и Принстон, британские Кембридж и Оксфорд. Что же касается менее известных ВУЗов, в которых можно получить образование в нашей сфере, то в них не наблюдается единства в образовательных программах. Рассмотрим несколько примеров программ американских и британских университетов и сравним затем с профилями, предлагаемой кафедрой социальных коммуникаций ТГУ.
Идеалом сферы развитости коммуникаций являются США. Америка считается родиной PR и все сегодняшние новинки индустрии PR и рекламы возникают именно там. Каким же образом организовано образование в этих сферах в этой стране?
Условно можно выделить 3 группы университетов:
1. Концентрирующиеся на теории коммуникации
2. Концентрирующиеся на медиа и практике работы в них
3. Концентрирующиеся непосредственно на теории PR и рекламы
В качестве примера первой группы можно называть George Washington University, где для получения степени бакалавра искусств по специализации «Коммуникация» нужно изучить следующие предметы:
·                    Теория коммуникации
·                    Публичная коммуникация
·                    Межличностная коммуникация
·                    Бизнес- и профессиональные выступления
·                    Коммуникация в малых группах
·                    Невербальная коммуникация
·                    Убеждение
·                    Профессиональная коммуникация
·                    Межкультурная коммуникация
·                    Критика коммуникации
·                    Коммуникация в опосредованном компьютерами мире
·                    Менеджмент проблем и имиджа
Это самый яркий пример данной группы. Другие примеры помимо общего блока предметов о коммуникации могут иметь профильные предметы, такие как теория PR, коммуникационные техники для PR, написание текстов для электронных медиа, блоки предметов, связанных с телевидением, театром и так далее. Тем не менее, главными предметами будут коммуникативные (а не PR) кампании, коммуникационный консалтинг (North Carolina State University) и прочие.
Университеты второй группы сосредотачиваются на медиа и практике работы с ними. Например, факультет коммуникаций в Pennsylvania State University предлагает следующие специальности: реклама/PR, журнализм, изучение медиа и интегрированных программ, фильм/видео, телекоммуникации. Поэтому, чтобы стать PR-специалистом в данном университете, помимо обычных предметов типа теории PR, PR-кампании, студенты изучают написание новостей и репортаж, история масс-медиа, медиа эффекты, графические приложения в печатных коммуникациях.
Третья группа американских университетов сосредотачивается на обучении студентов предметам, наиболее близким сфере интересов. Виды социальных коммуникаций здесь не смешаны, или хотя бы не объединены в общую сферу «коммуникация». Одним из наиболее ярких представителей категории можно выделить Boston University. Диплом бакалавра наук в массовой коммуникации, рекламе и PR можно получить по трем специальностям: массовой коммуникации, рекламе и PR соответственно. Общими и обязательными для специальностей предметами являются методы исследования в массовой коммуникации, написание текстов для массовой коммуникации и теория и процесс коммуникации. Все остальные предметы непосредственно связаны со специальностью. Например, для PR это:
·                    Основы и практики PR
·                    Media relations
·                    Корпоративная коммуникация
·                    PR в некоммерческих структурах
·                    Правительственные PR
·                    Новые медиа и PR
·                    Управление корпоративными кризисами и проблемами
·                    Этика PR
Что касается Великобритании, то существует значительное количество бизнес школ, где за один год можно изучить важнейшие темы в PR, маркетинге и рекламе. Кроме общих предметов типа PR-планирование, маркетинг-менеджмент и прочих предлагаются курсы по таким модным сегодня темам как корпоративная социальная ответственность, управление проблемами, онлайн PR и другие. Примеры таких школ - London Corporate Training, London College of International Business studies. По окончании студенты получают специальный сертификат или диплом. Степень же бакалавра можно получить только в университетах, однако предлагаемые там курсы могут показаться слишком общими. Например, для получения степени бакалавра медиа и коммуникаций в Goldsmiths University of London необходимо изучить интеллектуальные обоснования социальной теории, психологию и опыт коммуникации, культуру, политическую экономию масс-медиа и другие предметы, не содержащие в названии какие-либо важные темы PR. Говоря о магистерских степенях, то изучать отдельно можно и рекламу, и PR, и даже новые медиа (University of Leicester) – но  это не исследуемые нами программы бакалавриата.
Однако все же есть небольшое количество университетов, где можно изучать любимую узкую специальность и получить хороший диплом. Например, в University of Central Lancashire вы можете получить степень бакалавра в Public Relations, или даже бакалавра в спортивных Public Relations. Предметы – классические для PR: теория и практика PR, менеджмент, теория коммуникации, эффективные навыки написания текстов и проведения презентаций, проведение бизнес- и академических исследований, консалтинг в СО, общественные дела  (public affairs), внутрикорпоративные коммуникации и прочее.

комментарии: